Исследователи из Университета Лаваля (Канада) обнаружили белок, который действует как каннабиноидный рецептор и присутствует в структуре, контролирующей обмен между кровеносной системой и мозгом. Результаты работы описаны в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.
Белок, названный каннабиноидным рецептором типа 1 (CB1), является частью гематоэнцефалического барьера — динамической структуры, которая защищает мозг, регулируя прохождение молекул между кровеносной системой и мозгом. В условиях хронического стресса надежность этого барьера снижается, молекулы, вызывающие воспаление, проникают в мозг, и возникают симптомы тревоги и депрессии.
Рецепторы CB1 присутствуют в нейронах, и также в астроцитах — звездообразных клетках, обеспечивающих связь между кровеносными сосудами мозга и нейронами. Астроциты являются важнейшим компонентом барьера. Ученые отмечают, что у мышей, устойчивых к стрессу, рецепторов CB1 в барьере было больше, чем у их сородичей, проявляющих депрессивно-подобное поведение или не подвергавшихся стрессу. Поэтому они решили изучить роль рецепторов CB1 в астроцитах в реакции на хронический стресс.
Исследователи сначала вызвали увеличение количества рецепторов CB1 в астроцитах мышей, а затем подвергли их хроническому социальному стрессу: каждый день в течение пяти минут они напрямую контактировали с доминирующим самцом (в остальное время в клетку ставили прозрачную перегородку, т.е. это был психосоциальный стресс). Через три недели уровень рецепторов CB1 в астроцитах мышей из экспериментальной группы вырос более чем вдвое, а исходный уровень тревожности (тот, что наблюдался в отсутствие стресса), симптомы тревоги и депрессии — уменьшились.
Таким образом, ученые установили, что сверхэкспрессия рецепторов CB1 приводит к устойчивости, способствуя здоровью сосудов в мозге. Такой результат говорит о возможности использования молекул, способных активировать CB1-рецепторы в астроцитах, для снижения тревожности и депрессивных симптомов, а также повышения устойчивости к стрессу. При этом авторы работы отмечают, что сильная и длительная активация тех же рецепторов в нейронах может иметь побочные эффекты (например, влиять на бдительность, тревожность и аппетит), поэтому нужно работать дальше для того, чтобы ограничить их действие.